Понедельник, 13.05.2024, 09:08Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Детский психолог.

Меню сайта

Содружествопсихологов подольска
"/>
Категории раздела
Мои статьи [12]

Наш опрос
Сколько вы готовы платить за услуги психолога?
Всего ответов: 5

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Раннее обучение.

В последнее время стало модным раннее обучение детей. Но всегда ли оно обоснованно? Может быть, в данном случае нарушается столь важный принцип воспитания, как своевременность?  Родители соперничают, демонстрируя умение малышей считать, читать и писать. Бурно поощряя раннюю активность левого полушария, они буквально насилуют детей, стимулируя его деятельность, даже если этой активности нет. 

Если правое полушарие успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то все в порядке. Если нет, то левополушарный крен может "заблокировать"  правое полушарие, оставив навсегда психику ребенка обедненной. Ему будет трудно стать самим собой, а значит, уникальным, неповторимым созданием, каковым изначально задуманы все люди.

                Так что раннее развитие детей имеет не только плюсы, но и минусы. Но этих "минусов" можно избежать, если стремиться к тому, чтобы оба полушария мозга у ребенка работали гармонично. А для этого нужно именно гармоническое развитие, без узкой специализированной направленности, а значит, необходимо заниматься не только интеллектом ребенка, но и обратить внимание на эмоциональное и физическое развитие ребенка.

Для иллюстрации вышесказанного можно привести такой пример (возможно, кому-то он может показаться спорным): Бориса Павловича и Елену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики.

О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Подмосковный поселок Большево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.

Мне кажется, что передовые методы  воспитания, не только физического, но и интеллектуального  (развивающие игры, пособия, «опережающие условия» для развития, создаваемые в семье, культ раннего развития способностей), описанные в многочисленных популярных брошюрах, изданных Никитиными-старшими, не всегда были направлены только на помощь конкретному ребенку. Постоянное внимание общественности к методам воспитания, телевизионные съемки, репортажи, интервью, особое отношение к Никитиным-младшим в школе скорее тешили самолюбие родителей, чем приносили позитивный заряд детям.

Все семеро детей Никитиных были одарены, талантливы, воспитаны в стремлении достигать цели, но ни один из них не стал в старшей школе ни отличником, ни тем более медалистом. Они были необыкновенно развиты физически и показывали в раннем детстве удивительные результаты в беге, прыжках, поднимали три-четыре собственных веса. Но среди прославивших школу спортсменов Никитиных тоже нет.

Все Никитины были младше остальных детей в классе. Раннее развитие творческих способностей предполагало раннее поступление детей в школу. Алеша, например, был младше одноклассников на два года. Антона, по настоянию папы, в восемь лет перевели в... пятый класс. Борис Павлович исписал три страницы машинописным текстом, дабы убедить завуча, насколько сын лучше читает, решает задачи и уравнения, чем пятиклассники. Аня поступила в школу в семь лет - сразу во второй класс, потом, в четвертом классе, что называется, перескочила: полгода училась в четвертом, а полгода - в пятом классе. Юлю отдали в первый класс, когда ей еще и пяти лет не было.

Разница в возрасте с одноклассниками сыграла с Никитиными злую шутку. "То, что мы были младше остальных в классе, изолировало нас от круга сверстников, - говорит Юля, - и меня лично разучило общаться с другими людьми, кроме семьи". "Если бы я училась со своими ровесниками, может быть, и характер у меня формировался несколько иной, - грустит Люба, - я и сейчас не умею находить контакт с окружающими..." (по материалам статьи «Никитины хотели перевернуть мир. Мир перевернул их детей». Московский комсомолец №49 за 3 марта 2000 г.)

Никитины были вынуждены часто менять школы. Старший, Алексей, учился, например, в семи разных классах, в четырех разных школах. Ученики тех классов, в которых он учился, издевались над ним, нередко и били.

Друзей у Никитиных в школе не было. "В первые годы в школе у меня было большое желание что-то сделать для других, - вспоминает Алексей. - Но оно натыкалось на глухую стену, любая инициатива душилась в зародыше. Школа была для меня хорошей подготовкой к жизни, я узнал, что такое быть изгоем". (по материалам статьи «Никитины хотели перевернуть мир. Мир перевернул их детей». Московский комсомолец №49 за 3 марта 2000 г.)

Учителя Никитиных в основном не любили. В начальной школе все Никитины так привыкли к ничего неделанию, что потом, когда перешли в среднюю школу, по обыкновению продолжали бездельничать, хотя их запаса знаний уже не хватало. Парадокс: детей в семье приучали к труду, у каждого по дому были свои обязанности, которые строго выполнялись. Учеба в школе, видно, к категории "труд" не относилась.

Общественной жизнью Никитины не занимались. Самые страшные воспоминания связаны с внешкольными мероприятиями и продленкой, куда каждого из них обязательно записывали из-за бесплатных обедов как детей из многодетной семьи (по материалам статьи «Никитины хотели перевернуть мир. Мир перевернул их детей». Московский комсомолец №49 за 3 марта 2000 г.)

«Семейный эксперимент» не позволил достичь какого-то особого результата детям, из необыкновенной семьи выпорхнули обыкновенные подростки. Но этот же эксперимент позволил родителям на протяжении многих лет оставаться в центре внимания широкого круга читателей, телезрителей, всех интересующихся проблемами детства. Такая упорная демонстрация своих педагогических талантов (Никитиными было написано несколько книг и брошюр, посвященных их новаторским достижениям) позволяет мне предположить, что в этой семье дети служили нарциссическим расширением родителей, простых провинциальных преподавателей, ставших известными всей стране. Упорство в достижении педагогических целей и реализации новых идей не всегда позволяло разглядеть истинные потребности ребенка, принять его физическое и интеллектуальное несовершенство, любить его не за достижения, а за сам факт существования. Нарциссическая уязвленность родителей требовала компенсации в виде чудо-детей.

http://www.planetapsy.ru/obsuzhdeniya-psihologov/rannee-razvitie-polza-ili-vred 

Ольга Швандерова, психолог-психоаналитик, г.Екатеринбург.

Категория: Мои статьи | Добавил: kato (03.09.2012)
Просмотров: 511 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024