Эксперты рассказали, какие игрушки не развивают
фантазию у детей
10:1020.11.2012 (обновлено: 11:08 21.11.2012) / 56483 /
Тема: Всемирный День ребенка (10)
Современные
интерактивные игрушки блокируют креативное мышление детей, поэтому их должно
быть не много, надо отдавать предпочтение традиционным куклам и солдатикам,
заявили РИА Новости опрошенные эксперты. МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Современные интерактивные игрушки блокируют креативное мышление детей,
поэтому их должно быть не много, надо отдавать предпочтение
традиционным куклам и солдатикам, которые позволяют в каждом
конкретном возрасте развивать у ребенка фантазию и способность что-то
сделать самостоятельно, заявили РИА Новости накануне Всемирного дня ребенка
опрошенные эксперты.
Интерактивные игрушки блокируют креатив
Ситуация на рынке современных игрушек довольно сложная: с одной
стороны их огромное количество, а с другой стороны выбрать хорошую игрушку
очень непросто, считает заведующая лабораторией психологии детей дошкольного
возраста Психологического института Российской академии образования, профессор
Елена Смирнова. "Хорошей я называю ту игрушку, с которой удобно
играть, которая развивает у ребенка игровую деятельность. Как известно,
игра — это самый важный и полезный вид деятельности
для ребенка", — отметила она.
Чтобы играть с игрушкой, она не должна быть наделена собственной
активностью, считает Смирнова. "Она не должна кричать, петь, махать
руками, сосать и издавать какие-то собственные звуки. А современная
игрушечная промышленность идет как раз в направлении технологизации.
Эти игрушки бессмысленны для игры. Они сводят игру к примитивному
нажимаю кнопок, к восприятию активности самой игрушки", —
сказала профессор.
Такого же мнения ведущий эксперт Московского городского центра
психолого-педагогической экспертизы игрушек при МГППУ (Московском
городском психолого-педагогическом университете), лауреат премии Грант Москвы,
педагог — психолог высшей категории Елена Абдулаева. "Родители часто
ценят яркость, броскость игрушки, а потом очень разочарованы, когда она
валяется, и ребенок выпрашивает новую. Все дело в скуке. Засилье
интерактивных игрушек, которое сейчас есть, крайне неполезная вещь", —
добавила она.
Говорящие интерактивные игрушки, во-первых, заменяют ребенку воображение,
в то время как он может сам наделить куклу или зверя
определенным тоном, интонацией, словами. "Во-вторых, они вытесняют
и подменяют настоящее общение", — сказала Абдулаева.
Если родители все время покупают ребенку готовые слишком детализированные
игрушки, где не требуется дофантазировать, додумать, доделать, то
блокируется важная способность ребенка — способность представлять, которая
должна развиваться именно в дошкольный период, отметила педагог-психолог.
"Те креативные люди, которые сейчас очень ценятся во взрослой жизни,
они как раз вырастают из игрового "детского
креатива"", — добавила она.
Кроме того, сейчас появилось огромное количество "страшных
игрушек", которые никак не ассоциируются у ребенка ни с
образом человека, ни с образом обычного животного, отметила Смирнова.
"Постоянное искажение образа человека — это современная тенденция
культуры не только в игрушках, но и в фильмах и даже
в учебниках. Сейчас стало модно снимать фильмы о привидениях,
вурдалаках, инопланетянах, вампирах", — сказала педагог.
"Кроме того, сейчас продаются игрушечное сердце, печень, много
конструкторов, где нужно собрать человека из его внутренних органов. Для
маленьких детей расчленение человеческого тела — это не предмет игры.
И когда ребенок собирает, а потом разбирает человека — это ведет
к разрушению его представлений о целостности самого человека,
как будто его органы живут самостоятельной жизнью", — добавила
профессор.
Место для фантазии
Полезные игрушки — это традиционные игрушки, в которые дети
играли испокон века. "Обычные куклы, мягкие игрушки, детские столовые
приборы, солдатики, машинки. Потому что игра — это создание воображаемого
пространства, мира и игрушка не должна ребенку в этом
препятствовать", — сказала Смирнова.
© РИА Новости/Аврора. Артем Сороколетов,
Павел Обухов
Красиво, но не по нормативам, или Как отстоять самодельную детскую площадку
Дети плохо играют в готовых домиках, поскольку это пространство
неизменно и не предполагает подстраивания под нынешние нужды ребенка,
оно быстро теряет новизну и ценность, считает Абдулаева. "Ребенку
нужны специальные предметы для конструирования "своего"
пространства. Это могут быть ширмы, доски, подушки, покрывала", —
добавила она.
В Англии, например, есть специальные магазины, где продаются
"бросовые" материалы как предметы творческой игры
и конструирования, отметила Абдулаева.
Если хотим, чтобы у ребенка развивалось воображение, у него
должно быть мало игрушек, но для многих вариаций игры, считает она.
"Дети, которые живут среди избытка однообразных игрушек, они страдают
от этого. Они все время неудовлетворенные, хотя у них, казалось бы,
все желаемое есть. От того, что ребенок не может формировать творческий
потенциал, умственные и волевые способности в свободной игре, он все
время вял и недоволен", — сказала Абдулаева.
Сейчас игрушка перестала быть элементом игры, а стала свидетельством
достоинства и элементом его имущества, отметила также Смирнова.
"Игрушки сейчас покупают не для того, чтобы играть, а для того,
чтобы похвастаться. Детство охвачено этой рыночной стихией, у ребенка все
больше и больше игрушек, в которые он не играет, которые просто
лежат в его комнате как его имущество", — сказала она.
Смирнова считает, что сейчас родители откупаются количеством игрушек из-за
недостаточного внимания. "И по нашим подсчетам у ребенка
в среднем в комнате более 200 игрушек. Реально использует он
в игре порядка 5-6% от того добра, что у него есть", —
пояснила Смирнова.
Она считает, что если у ребенка есть любимые игрушки, то их ему
достаточно.
"Помощь взрослых не заканчивается предоставлением правильных
игрушек. Важно дать игрушке жизнь, то есть ввести ее в игру, тогда ребенок
с удовольствием подхватит это. Когда у ребенка получается что-то
сделать самому, у него появляется блеск и радость
в глазах", — заметила в заключение Абдулаева. http://ria.ru/society/20121120/911405829.html?utm_source=gismeteo&utm_medium=cpm&utm_content=2177298&utm_campaign=gismeteo_ria
|