В последнее время
стало модным раннее обучение детей. Но всегда ли оно обоснованно? Может быть, в
данном случае нарушается столь важный принцип воспитания, как
своевременность? Родители соперничают,
демонстрируя умение малышей считать, читать и писать. Бурно поощряя раннюю
активность левого полушария, они буквально насилуют детей, стимулируя его
деятельность, даже если этой активности нет.
Если правое полушарие
успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то все в порядке. Если
нет, то левополушарный крен может "заблокировать" правое полушарие, оставив навсегда психику
ребенка обедненной. Ему будет трудно стать самим собой, а значит, уникальным,
неповторимым созданием, каковым изначально задуманы все люди.
Так что раннее развитие
детей имеет не только плюсы, но и минусы. Но этих "минусов" можно
избежать, если стремиться к тому, чтобы оба полушария мозга у ребенка работали
гармонично. А для этого нужно именно гармоническое развитие, без узкой
специализированной направленности, а значит, необходимо заниматься не только
интеллектом ребенка, но и обратить внимание на эмоциональное и физическое
развитие ребенка.
Для иллюстрации
вышесказанного можно привести такой пример (возможно, кому-то он может
показаться спорным): Бориса Павловича и Елену Алексеевну Никитиных многие
называют классиками отечественной педагогики.
О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Подмосковный поселок
Большево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги
воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что
никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять
головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и
поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали
чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические
игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.
Мне кажется, что
передовые методы воспитания, не только
физического, но и интеллектуального
(развивающие игры, пособия, «опережающие условия» для развития,
создаваемые в семье, культ раннего развития способностей), описанные в
многочисленных популярных брошюрах, изданных Никитиными-старшими, не всегда
были направлены только на помощь конкретному ребенку. Постоянное внимание
общественности к методам воспитания, телевизионные съемки, репортажи, интервью,
особое отношение к Никитиным-младшим в школе скорее тешили самолюбие родителей,
чем приносили позитивный заряд детям.
Все семеро детей Никитиных
были одарены, талантливы, воспитаны в стремлении достигать цели, но ни один из
них не стал в старшей школе ни отличником, ни тем более медалистом. Они были
необыкновенно развиты физически и показывали в раннем детстве удивительные
результаты в беге, прыжках, поднимали три-четыре собственных веса. Но среди
прославивших школу спортсменов Никитиных тоже нет.
Все Никитины были
младше остальных детей в классе. Раннее развитие творческих способностей
предполагало раннее поступление детей в школу. Алеша, например, был младше
одноклассников на два года. Антона, по настоянию папы, в восемь лет перевели
в... пятый класс. Борис Павлович исписал три страницы машинописным текстом,
дабы убедить завуча, насколько сын лучше читает, решает задачи и уравнения, чем
пятиклассники. Аня поступила в школу в семь лет - сразу во второй класс, потом,
в четвертом классе, что называется, перескочила: полгода училась в четвертом, а
полгода - в пятом классе. Юлю отдали в первый класс, когда ей еще и пяти лет не
было.
Разница в возрасте с
одноклассниками сыграла с Никитиными злую шутку. "То, что мы были младше
остальных в классе, изолировало нас от круга сверстников, - говорит Юля, - и
меня лично разучило общаться с другими людьми, кроме семьи". "Если бы
я училась со своими ровесниками, может быть, и характер у меня формировался
несколько иной, - грустит Люба, - я и сейчас не умею находить контакт с
окружающими..." (по материалам статьи «Никитины хотели перевернуть мир.
Мир перевернул их детей». Московский комсомолец №49 за 3 марта 2000 г.)
Никитины были
вынуждены часто менять школы. Старший, Алексей, учился, например, в семи разных
классах, в четырех разных школах. Ученики тех классов, в которых он учился,
издевались над ним, нередко и били.
Друзей у Никитиных в
школе не было. "В первые годы в школе у меня было большое желание что-то
сделать для других, - вспоминает Алексей. - Но оно натыкалось на глухую стену,
любая инициатива душилась в зародыше. Школа была для меня хорошей подготовкой к
жизни, я узнал, что такое быть изгоем". (по материалам статьи «Никитины
хотели перевернуть мир. Мир перевернул их детей». Московский комсомолец №49 за
3 марта 2000 г.)
Учителя Никитиных в
основном не любили. В начальной школе все Никитины так привыкли к ничего
неделанию, что потом, когда перешли в среднюю школу, по обыкновению продолжали
бездельничать, хотя их запаса знаний уже не хватало. Парадокс: детей в семье
приучали к труду, у каждого по дому были свои обязанности, которые строго
выполнялись. Учеба в школе, видно, к категории "труд" не относилась.
Общественной жизнью
Никитины не занимались. Самые страшные воспоминания связаны с внешкольными
мероприятиями и продленкой, куда каждого из них обязательно записывали из-за
бесплатных обедов как детей из многодетной семьи (по материалам статьи
«Никитины хотели перевернуть мир. Мир перевернул их детей». Московский
комсомолец №49 за 3 марта 2000 г.)
«Семейный эксперимент» не позволил достичь какого-то
особого результата детям, из необыкновенной семьи выпорхнули обыкновенные
подростки. Но этот же эксперимент позволил родителям на протяжении многих лет
оставаться в центре внимания широкого круга читателей, телезрителей, всех
интересующихся проблемами детства. Такая упорная демонстрация своих
педагогических талантов (Никитиными было написано несколько книг и брошюр,
посвященных их новаторским достижениям) позволяет мне предположить, что в этой
семье дети служили нарциссическим расширением родителей, простых провинциальных
преподавателей, ставших известными всей стране. Упорство в достижении
педагогических целей и реализации новых идей не всегда позволяло разглядеть
истинные потребности ребенка, принять его физическое и интеллектуальное
несовершенство, любить его не за достижения, а за сам факт существования.
Нарциссическая уязвленность родителей требовала компенсации в виде чудо-детей.
http://www.planetapsy.ru/obsuzhdeniya-psihologov/rannee-razvitie-polza-ili-vred Ольга Швандерова, психолог-психоаналитик,
г.Екатеринбург.
|