Приёмы
снятия психо-эмоционального напряжения у детей.
Нередко родителей тревожит появление у
детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости, робости, а
часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг
становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психо-эмоционального
напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые еще не
разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное – научить его
помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения
ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители
или взрослые. Ребенок много может сам, родители способны понять и успокоить
его. Вот и успокойте!
Методы саморегуляции и снятия
психо-эмоционального напряжения у детей для детей с 4 лет.
«Заряд бодрости»
«Сядь
свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный.
Возьмись ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируй
ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» 10 раз в одну сторону и 10 – в
другую. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Приготовь указательный палец,
вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько
же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Стряхни ладошки. Собери пальцы руки
в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу, дышу,
дышу!» – помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты
видишь, слышишь, чувствуешь!»
Предостережение:
Взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и
правильностью нахождения точек.
«Спаси птенца»
«Представь,
что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А
теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них
птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи
ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь
раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не
грусти, он еще прилетит к тебе!»
«Солнечный зайчик»
«Солнечный
зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно
погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке,
поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он
забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает
тебя, а ты погладь его и подружись с ним».
«Торт»
Положите
ребенка на коврик. Вокруг его сверстники или знакомые. Взрослый: «Сейчас мы из
тебя будем делать торт». Один участник – мука, другой – сахар, третий – молоко,
четвертый – масло и т.д. Взрослый – повар, сейчас он приготовит великолепное
блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – «мука» руками «посыпает» тело
лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко – «молоко»
«разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар – он «посыпает»
тело, и немного соли – чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам.
Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в
печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие его:
и мука, и соль и др. – тоже дышат, как тесто. Наконец тесто испеклось. Чтобы
торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники,
прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно
хорош! Сейчас повар угостит каждого участника упражнения вкусным кусочком, если
самому «торту» не жалко. Большая часть торта достанется родителям и друзьям.
Замечание: Следите за выражением лица
«торта», оно должно быть довольным, смех только поможет упражнению. Вместо
«торта» можно готовить все, что угодно ребенку, – курицу, блины, компот и т.д.
Методы саморегуляции и снятия
психоэмоционального напряжения у детей для детей с 5 лет.
«Возьмите себя в руки»
Ребенку
говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то
стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу:
обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного
человека». «Врасти в
землю»
«Попробуй
сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы.
Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не
страшны. Это поза уверенного человека».
«Ты –лев!»
«Закрой
глаза, представь льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе,
спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут,
как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!»
«Просыпайся, третий глаз!»
«Человек видит не только глазами. Мудрость и
ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни
указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь
твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая:
«Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз...» 6 – 10 раз.
«Сбрось усталость»
«Встань,
расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти
руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в
стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом.
Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».
«Дыши и думай красиво»
«Когда
ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко
вдохни:
мысленно скажи: «Я – лев» – выдохни, вдохни;
скажи: «Я – птица» – выдохни, вдохни;
скажи: «Я – камень» – выдохни, вдохни;
скажи: «Я – цветок» – выдохни, вдохни;
скажи: «Я спокоен» – выдохни.
Ты действительно успокоишься».
«Стойкий солдатик»
«Когда
ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну
ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик на
посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг
тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и
посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»
«Замри»
«Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи
себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе
интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то
обязательно согласится, и тебе будет интересно».
«Сломанная кукла»
«Иногда
игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались
веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с
ней не хотят играть, потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас
собирай, укрепляй веревочки – медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями
их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте
будет туловище, ну и выпрями ноги. Все – куклу починил ты сам, теперь она снова
красивая, с ней все хотят играть!»
«Гора с плеч»
Когда
ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору
с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти
плечи. Сделай это упражнение 5 – 6 раз, и тебе сразу станет легче.
Источник: http://www.psylist.net/
|