ВОЗРАСТНЫЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Ребёнок 2-3 лет очень
эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить
с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное
покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми изобилует
народная традиция пестования детей.
Маленький ребёнок обучается только тому, что
его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он
доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли
контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация
ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы
саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому
снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем. Что ребёнок
не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит
и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.
Общение у детей носит ситуативно-личностный
характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание
педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны,
построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в
отдельности.
Обучение в этом возрасте происходит и на
собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При
этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому; и
правильному и не правильному.
Сверстник ещё не представляет для малыша
особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом,
но не вместе». Друг для друга они
нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
Им присуще наглядно
действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько
богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно
исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
Речь находится на стадии формирования;
Обучение эффективно только на фоне
психоэмоционального комфортного состояния;
Внимание, мышление, память -
непроизвольны.
ВОЗРАСТНЫЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ
В данной возрастной группе сохраняется
непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти,
мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном
комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это
означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по
интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения
этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать
намерения и построить план совместной деятельности.
Взаимодействие с 3-4 летними детьми осложнено
тем, что они проходят через возрастной кризис 3 лет - кризис становления воли,
кризис «Я сам!». В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому
ребёнку возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу» и «Я буду»,
Если это не угрожает здоровью его самого или других детей группы. Всё это
значительно осложняет работу педагога, поскольку дети, как и прежде, нуждаются
в индивидуальном внимании. Формы работы, поэтому ориентированы на возможность
кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.
Мышление детей старше
3 лет носит наглядно - образный характер. Это означает, что от манипулирования
объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и
образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на
реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он
познаёт то, что видит перед собой в сию минуту.
Важно помнить, что
речь ребёнка находится в стадии становления. Поэтому педагог ещё не может
полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний. Речевой
ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или
иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в не сформированности представлений или же речи.
Мышление носит наглядно-образный
характер;
Внимание, память, мышление остаются
непроизвольными;
Речь находится в стадии формирования;
Ребёнок познаёт мир, непосредственно
окружающий его в данный момент.
ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ
Непроизвольность
психических процессов сохраняется у детей и на 5 году жизни. Однако важнейшими
новообразованиями являются 2: завершение в основном процесса формирования
активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой
действительности.
Взрослый теперь
представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной
информации. Общение носит внеситуативно - деловой характер.
Кризис 3 лет остался
позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Менее капризными. Они начинают проявлять интерес к
своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую
значимость. Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия детей,
предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оценка, если
она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения,
когда её никто, кроме самого ребёнка, не слышит.
Мышление по-прежнему
носит наглядно - образный характер.
Средний возраст
совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и к последующему.
Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию
привлекательнее для ребёнка 4-5 лет является «одушевление». В этом возрасте,
как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.
РЕЗЮМЕ:
Мышление носит наглядно-образный
характер;
Дети проявляют интерес к волшебным
сказкам и легче воспринимают информацию, если она касается кого-то живого.
ВОЗРАСТНЫЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ
В возрасте около 5 лет
в развитии ребёнка происходит большой скачок.
К 5 годам он должен
иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать
ситуации, в которых произошло изменение
какого-либо признака или количества от ситуаций, в которых количество или
(признак) остались неизменными.
Содействует общему
психическому развитию активизация воображения.
Воображение - высшая психическая функция, которая лежит в основе
успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и
взрослого. Взрослые должны ценить в дошкольнике не способность делать по
указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои
собственные планы. Формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение
во всех видах деятельности.
Математика требует
переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их.
Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным,
абстрактным искусством, объектом внимания которого становится линия, форма,
цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных
произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение.
Особенность детей
данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному.
Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во
многом определяют степень заинтересованности ребят самим предметом.
Необходимо привить
детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать
удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде
проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.
РЕЗЮМЕ:
Ребёнок может произвольно управлять своим
поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными
реакциями;
В любом виде деятельности может выйти за
пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в
сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния
вещества или процесса;
ВОЗРАСТНЫЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6 - 7
ЛЕТ
Ребёнку исполнилось 6
лет, он не малыш. Однако, чтобы пойти в школу, он должен многое уметь и прежде
всего быть готовым к тому, чтобы учиться там.
В 6 лет системы
организма созрели настолько, что могут выдержать уже даже высокие нагрузки,
необходимые для школы, как нервные, так и физические.
Интеллектуальная
готовность к школе - это уровень развития различных умственных способностей
ребёнка, его возможности для обучения и приобретения необходимых навыков и
знаний.
К 6 годам малыш должен
иметь хотя бы элементарные познания об окружающей действительности, живой и
неживой природе, пространстве, времени, Вселенной.
Его мышление должно
уже приблизиться к анализу и постигать загадки синтеза. Ребёнок должен
научиться обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них
главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи.
Малыш уже способен
воспринять количества и множества, он вычленяет образы, пытается проделывать в
уме простейшие мыслительные операции. И хочет всё познать.
Жажда к знаниям, один
из важных компонентов учебной деятельности ребёнка. Ваш малыш должен без какого
- либо принуждения охотно выполнять задания, сосредоточенно выслушивая
объяснения и разъяснения их, следуя за указаниями взрослых и подражая заданному
образцу.
Он должен уже
интересоваться не только путями её выполнения и способами действия. Он должен
сам оценивать свою работу и контролировать себя.
Ему необходимо
развивать способность к произвольному запоминанию, используя различные приёмы,
базирующиеся на хорошей памяти - и кратковременной, и долговременной, и
зрительной, и слуховой...
Ребёнок должен
обладать и образным мышлением, а также развитой речью с большим запасом слов.
Но
главное, что должен делать Ваш ребёнок, - владеть собой и подчинять свои
желания необходимости. У малыша в 6 лет должна быть сила воли. Обычная
интеллектуальная готовность переплетается с другими признаками «зрелости»,
больше всего, с личной готовностью, включающей в себя как социальный, так, и
эмоциональный компонент. Чтобы успешно заниматься в школе, Ваш ребёнок должен
усвоить позицию ученика, т.е. произвольность поведения, для осуществления
которого необходима произвольность памяти, внимания, восприятия.
|